Uber-русский разговорник

Posted by

Вокруг Uber роится большое количество мифов. Недосказанности относительно модели работы компании и особенностей бизнеса приводят к распространенным заблуждениям. Разрушить мифы и сформировать здоровую дискуссию вокруг бизнеса самого большого стартапа в мире поможет разговорник с ключевыми терминами. Доходы, налоги, стоимость поездки, лицензии и многое другое о чем вы хотели знать, но забыли спросить.

Б

Большие числа

Uber — это гигантская математическая модель. Ее прожорливый механизм использует данные сотен миллионов поездок, сотен тысяч водителей и пассажиров, чтобы заработать компании пару лишних долларов. Тарифы, размер комиссии, повышающие коэффициенты, доплаты и бонусы водителям, рейтинги и тому подобное — все это смешивается, чтобы получить на выходе оптимальный финансовый результат: номинально для водителей и пассажиров, на самом же деле, для самой компании. Чтобы мы ни думали об Uber, упрекнуть ее в неумении считать никак нельзя.

Бонусы

Водители до сих пор получают доплаты от Uber за каждую поездку во всех городах. Этот рычаг необходим компании для того, чтобы регулировать ключевые параметры сервиса в каждом городе — количество привлеченных водителей и средний заработок в час. Но не думайте, что Uber выплачивает бонусы, только потому, что ему некуда девать деньги, и он решил нечестно победить всех конкурентов. Uber умеет считать, и в городах, где он работает довольно давно, объем выплаченных бонусов составляет лишь незначительную часть от доходов Uber, которые формируются за счет комиссии.

Г

География

Uber работает в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Сочи, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Уфе, Челябинске, Перми, Красноярске, Омске, Самаре и Тольятти, Воронеже. В ближайшее время Uber планирует начать работу в Волгограде, Калининграде и Саранске. География Uber российскими городами не ограничивается. Пассажир, который зарегистрировался, например, в Москве, может совершить поездку в любом городе, где есть Uber. С другой стороны, глобальность бизнеса Uber не имеет отношения к водителю. Если он хочет работать в другом городе, ему придется пройти процедуру регистрации повторно. В некоторых странах Uber недоступен. Например, в Испании, Венгрии, Южной Корее, Румынии. 

Д

Дешевизна

Говорят, Uber дешевый. Хотя нет: кто-то говорит, что он дорогой. Uber не дорогой и не дешевый. Если уж вешать какой-то ярлык, возможно, стоило бы назвать Uber удобным? Базовый эконом-тариф UberStart или UberX, действительно, низкий. За счет этого удается сделать сервис массовым. Как только в системе находится большое количество водителей и пассажиров, включается главный механизм Uber — повышающие коэффициенты за поездку. Можно сказать, что коэффициенты нужны для того, чтобы сделать Uber прибыльным, а можно сказать, что они регулирует спрос на поездки и предложение машин в конкретном районе. В итоге тот, кто готов заплатить экономически оправданный тариф Uber, может рассчитывать на быструю подачу машины.

З

Заработок в час

Водитель в любом городе мира, где работает Uber, может сломать голову, пытаясь посчитать, не слишком ли низкий тариф дал Uber, не слишком ли большая комиссия с поездок и пофилософствовать о том, что бонусы могли бы быть и побольше… Но дело в том, что все это для водителя не имеет ни малейшего значения. При правильной настройке системы в любом городе существует показатель среднего заработка водителя в час, который Uber поддерживает на постоянном уровне. Этот доход может показаться маленьким или большим. Но главное, что он известен еще до того, как водитель начал работать, а значит, зная его, можно принять взвешенное решение о том, стоит ли работать в Uber.

К

Класс обслуживания

В России существует три класса — эконом UberX, супер-эконом UberStart, комфорт UberSelect и премиум UberBlack. Обычные требования к машинам UberX — нестарые иномарки в идеальном состоянии, хотя, например, в некоторых городах для работы подходят российские машины. UberBlack работает только в Москве и Петербурге и потребует машины уже совсем другого уровня: «мерседесы» и аналоги не ниже E-Class.

Качество обслуживания

Качество обслуживания в мире приоритетов Uber следовало бы поставить по порядку сразу после буквы «я». С одной стороны, целевая аудитория пассажиров и водителей Uber заметно отличается от других сервисов заказа машин — в лучшую сторону. Люди эти все сплошь вежливые и аккуратные. Но это в теории. На практике как только сервис становится массовым, в системе неизбежно появляется много самых разных водителей и пассажиров. Так как цель бизнеса Uber — в буквальном смысле — захват мира, уделять должное внимание поддержке уже захваченной части не получается. В итоге страдает и обучение водителей, и необходимое информирование пассажиров. Качество становится заложником стратегии агрессивного роста компании.

Комиссия Uber

По-другому — сервисный сбор. Составляет 20 или 25% в зависимости от города и класса обслуживания. Из комиссионных сборов, собственно, и складывается доход Uber. Из этих средств компания оплачивает собственные налоги, осуществляет затраты на маркетинг и региональное развитие, содержание офиса. Ну и еще, конечно, в этих вопросах совсем не лишние несколько миллиардов, полученные от инвесторов.

Л

Лицензия

Лицензия такси является обязательной по требованию властей только в некоторых городах. Получить лицензию на машину, которая работает в Uber, не составляет ровным счетом никакого труда — потребуется только время, около месяца. Никаких требований на машину лицензия не накладывает, качество ее работы никоим образом не зависит от наличия или отсутствия этой бумажки. Городским властям лицензия нужна, чтобы контролировать количество коммерческих перевозчиков и вести статистику по загруженности дорог. Любые увещевания в том, что наличие лицензии якобы повышает безопасность на дорогах, не имеют под собой ровно никакого разумного основания. 

Н

Налоги

Многие слышали, что Uber не платит налоги. Это мягко говоря преувеличение. Оплата за поездки в России, которые  осуществляются безналичным образом, то есть по карте, в таком же виде поступает на счет Uber в Голландии. И точно так же все 100% партнеров Uber получают средства на свой расчетный счет в безналичном виде. Uber «белая» и полностью прозрачная для российских налоговиков платформа, а партнеры Uber платят подоходный налог в России. Сам Uber платит налоги с комиссионной части доходов в Голландии, а также все необходимые налоги в России с сопроводительной деятельности и зарплаты сотрудников российского офиса. В России Uber также платит самостоятельно НДС со своей комиссии

О

Оплата

В России оплата за поездки принимается в равной степени, как безналичным способом, то есть через карту, так и наличными. Безналичная оплата удобна многим пассажирам, потому что не надо производить сложные вычисления и искать деньги «без сдачи». Для водителей это в определенном смысле безопаснее, но надо уметь рассчитывать свои расходы в течение недели, потому что нет возможности получить «на бензин» с клиента. При этом не рискует не получить деньги за совершенную поездку, оплата гарантирована Uber вне зависимости от того, есть деньги на карте пассажира или нет. Однако, Uber теперь разрешает и оплату за поездки наличными.

П

Партнер

Инфраструктура Uber не существовала бы без партнеров. Партнер — это прямой посредник Uber, который работает с компанией через собственное ИП или юрлицо. Именно партнеры каждую неделю получают деньги за поездки от Uber. Фактически любой водитель, подключенный к Uber напрямую, является партнером компании, а значит, может подключать через себя других водителей к системе. В идеальном мире Uber хотел бы, чтобы партнером выступал каждый подключенный водитель, но реальность далека от идеала. У водителей не всегда есть даже банковская карта, и уж тем более они по большей части не готовы связываться с созданием ИП. В защиту прямой модели партнерства стоить сказать, что открытие ИП вместе с получением расчетного счета вряд ли займет больше десяти дней, а оплата налогов и обязательных сборов не является сколь-либо хлопотным и затратным занятием.

Повышающий коэффициент

В самом центре бизнес-модели Uber находятся повышающие коэффициенты или по-другому — динамическое ценообразование. Когда пассажиров в определенном районе значительно больше, чем доступных поблизости машин, по определению возникает дефицит, который способна излечить магия рыночной экономики. С ростом цены (к обычному тарифу применяется коэффициент) в теории количество машин на линии должно возрасти, а желание пассажира прокатиться уменьшиться. В результате действия экономических сил предложение должно уравновесить спрос. Возможно, впрочем, справедливость здесь ни при чем. Именно повсеместное применение повышающих коэффициентов позволяют Uber в некоторых странах выходить «в плюс».

Поддержка

Служба поддержки водителей и пассажиров Uber работает только через приложение или на специальном сайте поддержки help.uber.com. В Uber нет единого телефона для поддержки водителей и партнеров в России. Решение любого, даже самого тривиального вопроса через службу поддержки займет немало времени, так что наберитесь терпения. Из недостатков такого подхода — Uber упускает модную ныне возможность решать проблемы водителей и пассажиров в чате, к тому же, далеко не у каждого партнера или пассажира Uber есть электронная почта.

Промо-код

Популярная модель привлечения новых пассажиров в систему за счет предоставления промо-кода на первую поездку (фактически она обойдется бесплатно). Математический расчет Uber в этом случае заключается в том, что пассажир не остановится на одной поездке, а будет ездить снова и снова, оплачивая уже все последующие расходы с собственной карты. Критики такого способа привлечения полагают, что он является слишком затратным для Uber. Справедливости ради стоит сказать, что доля «бесплатных» поездок в системе всегда находится на невысоком уровне — снова спасибо глобальной математической модели Uber.

Р

Развитие

Задача Uber — рост любой ценой без оглядки на уже завоеванные страны, города и регионы. Не имеет никакого смысла спрашивать директоров Uber, что лучше, повысить эффективность работы в каком-нибудь городе на 5% или увеличить бизнес на те же 5% за счет выхода в новые города. Нужен только сумасшедший рост, поддержанный серьезными инвестициями! Быстрый рост — одновременно и благо, и ахиллесова пята Uber. В комплекте с уникальным опытом, который получает компания от захвата новых рынков, приходит болезнь бурного роста, при которой эффективная работа в городах, где Uber присутствует уже давно, становится настоящей головной болью.

Разговоры

Точнее — разговоры с водителем. Хорошо известна особенность и склонность водителей такси к общению с пассажиром. Пытаясь перекричать ненавязчивый шансон из колонок, водитель способен предложить целый спектр интереснейших тем для обсуждения. Всего этого нет в Uber. Водителям рекомендовано выполнять работу молча, при этом в машине должна быть включена легкая негромкая музыка с одной из современных радиостанций. Конечно, если пассажир изъявил желание поговорить, беседу можно поддержать. С другой стороны, в каждой стране есть свои культурные особенности. Похоже, российским водителям запретили говорить, чтобы они не ляпнули чего лишнего. В Америке, например, беседа с водителем Uber является чуть ли ни отличительной чертой сервиса, и почти каждый пассажир ожидает получить по сходной цене еще и интересного собеседника. Стоить ли говорить, что рекомендации относительно разговоров и музыки во время поездки соблюдают далеко не все водители российского Uber. Сказывается уровень обучения и отбора водителей в массовых масштабах.

Рейтинг

Каждый водитель и пассажир в системе имеет свой рейтинг. Конечно, вначале он максимальный, но со временем может испортиться, потому что все друг друга оценивают. Пассажиру вообще переживать из-за рейтинга не стоит. Правда, некоторые водители не любят брать заказы с рейтингом ниже 4,5, существует поверье, что такие клиенты обладают несносным характером. Многие водители, напротив, переживают из-за своего рейтинга, как будто забывают, что работают вовсе не за «звезды», а за деньги. Если выполнять заказы точно, соблюдать основные рекомендации и уметь пользоваться навигатором, рейтинг водителя будет достаточно высоким. Когда рейтинг водителя опускается ниже 4,6, он может потерять работу. Сама система оценок «пяти звезд» не кажется оптимальной, потому что поездку сложно оценить по шкале от одного до пяти — она либо нравится, либо нет, то есть проще поставить «лайк» или «нелайк». На своих американских полигонах Uber тестирует как раз такую систему оценок.

С

Скорость

Скорость подключения водителей. Реальный случай: от загрузки документов в систему (желания работать) до обучения и выхода водителя на линию прошло полтора часа. Дело было не в Москве, конечно. Вообще, начало работы в Uber максимально упрощено. Не надо ничего платить, нужен только навигатор в телефоне, подходящая машина, деньги на бензин и мойку на первую неделю и пресловутое желание работать. Первые заработок водитель получит уже через неделю.

Т

Тарифы

Тариф Uber неплохо сбалансирован: небольшая плата за минуту и каждый километр поездки, плюс стоимость подачи. Вообще система настроена таким образом, чтобы водитель совершал каждую поездку оптимальным образом, ведь его ждет следующий заказ. Мухлевать и хитрить водителю не имеет смысла, за это можно в конце концов поплатиться работой и уж точно потерять часть дохода за «обманную» поездку. Подход Uber к формированию тарифа кажется оптимальным по сравнению с повременной оплатой, при которой водитель может «захотеть» поехать в самом медленном ряду. Пассажиру стоит обратить внимание на то, что при большом спросе на машины к базовому тарифу будет применен коэффициент, который может резко увеличить стоимость поездки. Водителю же забивать голову тарифами не стоило бы вовсе, ему лучше ориентироваться на средний часовой заработок.

Хотите предложить собственные термины и определения? Поделитесь идей в комментариях. Также задавайте вопросы — это позволит нам вместе расширить разговорник.

Работа водителем Uber

Есть вопрос о работе в Uber или что-то не понятно? Задайте свой вопрос в комментариях. Отвечу в течение 60 сек. 

maxresdefault

Эта страница об Uber-русском разговорнике. Читайте также:

3 comments

  1. Добрый ночи. Такой вопрос. Не нашёл тему про перевозку животных. В праве отказать клиенту в поездке с животным?

  2. Значит, этот говноСтарт только у нас появился? Вот ведь «счастье» какое! Теперь все нищеброды сразу оживились.

Добавить комментарий