Разбор полетов: Meduza про водителей такси

Posted by

В новой рубрике Убер-водитель разбирает шедевры отечественной журналистики про такси. В первом обзоре на орехи досталось изданию Meduza: журналисты, редакторы, главный редактор и издатель показали нам в очередной раз, как не стоит делать статьи про такси.

Заголовок: Правда, что таксисты работают сутками и зарабатывают копейки? Куда жаловаться, если водитель хамит? Стыдные вопросы об агрегаторах такси

Интересно, что сама статья на стыдные вопросы про агрегаторы не отвечает. Но обо всем по порядку

  • Агрегаторы называют себя IT-компаниями, которые «помогают водителю и пассажиру найти друг друга». Таксисты и клиенты устанавливают специальное приложение. С его помощью пассажир делает заказ, а таксист принимает. Приложение само определяет место, где человек находится, фильтрует для водителя близкие заказы и показывает их ему. В итоге таксист сразу видит, за какое время доберется до пассажира.

Это не совсем так. На самом деле, приложение дает водителю один конкретный заказ, а по его завершению следующий и так далее. То есть в принципе не очень правильно говорить, что заказы фильтруются и показываются водителю — как будто их много в каждый конкретный момент. Заказ всегда один.

  • У нас нет точной статистики, но судя по интервью самих водителей и других представителей отрасли, многие таксисты действительно работают по 12-14 часов и даже больше. Зарабатывают таксисты по-разному — в основном, сумма зависит от количества заказов, которое они берут. В СМИ встречаются разные оценки.

По понятным причинам это очень слабый абзац, хотя бы потому, что нет никакой ссылки на конкретные исследования и интервью водителей. По секрету скажу, что водители, как и все другие группы фрилансеров, работают ровно столько, сколько захотят. С приходом «Убер» мы узнали, что любой человек с машиной может в свободное время работать водителем такси. У кого-то свободного времени 2 часа, а у кого-то — 40 часов в неделю. Более того, современные системы такси устроены таким образом, что поддерживают заработок водителя в час на постоянном уровне. Например, в Москве на Экономе водитель зарабатывает 500 руб. в час, и этот показатель не меняется последние 4 года. Таким образом, можно констатировать, что сумма дохода водителя в основном зависит не от количества заказов, а от времени, проведенного на линии при прочих равных. Но об этом ниже.

Давайте возьмем такую аналогию. Как вам следующее логическое утверждение: многие ученые в России работают по 12—14 часов в день? И вообще так можно сказать о любой профессии. Почему только водители? В подтверждение своих слов про ученых я сошлюсь на интервью с неназванными учеными из неназванных регионов России и научных специальностей и неназванных представителей отрасли.

  • Например, координатор движения «Общество синих ведерок» и член общественного совета при МВД Петр Шкуматов, который работал таксистом в одном из агрегаторов, сказал «Медузе», что за месяц таксист получает на руки около 30 тысяч рублей, если работает пять дней в неделю по 15 часов
  • Председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов в интервью «Ведомостям» говорил, что водители, работающие по 12-14 часов в сутки, зарабатывают примерно 35-40 тысяч рублей.

Ой-ой, это очень страшный фрагмент. Опять же аналогия: для исследования о зарплатах журналистов я могу поговорить с двумя экспертами, задать им несопоставимые вопросы и сделать диаметрально противоположные выводы для своей статьи. Во-первых, я поговорю с Иваном из издания «Медуза» и спрошу, сколько зарабатывает главный редактор. Получу один ответ. Во-вторых, я поговорю с Катей из издания «Знак.ком» и спрошу, сколько зарабатывает новостник ночной смены. Получу другой ответ. Предположу, что положив любой из этих ответов в основание своей статьи, я получу диаметрально противоположные выводы. А на самом деле, мы можем вернуться к старой истине о том, что яблоки нельзя складывать с апельсинами, тем более, если они выросли в разных регионах России.

На самом же деле, мы можем вернуться к предположению о том, что в каждом конкретном регионе в основании экономики любого агрегатора лежит показатель среднего дохода в час. И в каждом регионе он разный! В Москве на массовых тарифах водитель зарабатывает 500 руб. в час, в Питере 400, в Екатеринбурге 350 и так далее. Далее, чтобы получить конкретный заработок водителя, нам следует взять конкретного водителя, помножить отработанное им время на средний заработок в час и получим доход конкретно этого водителя. Таких исследований никто не осуществлял, но такое исследование имеет смысл только в разрезе конкретных регионов.

Проведя подобное исследование, мы можем получить показатель среднего дохода водителя, например, в Нижегородской области. Предположим, мы получим 25 тыс. руб. Что это значит, что водители мало получают? Вовсе нет! Это также может значить, что высока доля водителей-фрилансеров, которые работают не всю неделю, а всего несколько часов в неделю. Так что и сам показатель среднего дохода водителя в конкретном регионе тоже ни о чем не свидетельствует, в отрыве от структуры использования рабочего времени разными группами водителей.

  • Сервис по подготовке водителей «Эверест 8800», ведущий партнер «Яндекс.Такси» исследовал заработок таксистов в Санкт-Петербурге. Выяснилось, что 16% таксистов получают от 20 до 30 тысяч рублей в месяц, а 18% водителей — больше 50 тысяч.
  • Как правило, если водитель не берет машину в аренду, а использует свою, он зарабатывает больше — скажем, в компании «Таксовичкоф» говорят, что такие таксисты получают больше 80 тысяч рублей в месяц.

Про «Эверест 8800» можно ссылочку на «Википедию»?! Не думаю, что это реклама?

Компания «Таксовичкоф» сильно согрешила против истины в этом комментарии. Так, они вычитают стоимость аренды машины из совокупного дохода водителя, но забывают сказать, что 80 тыс. руб. — это тоже грязный доход водителя, так как из него еще следует вычесть расходы на бензин, мойку, штрафы, проколы и ТО.

  • Таксисты попадают в аварии чаще обычных водителей. Например, по данным страховой компании «Ренессанс Страхование», ОСАГО из-за такси приходится выплачивать в шесть раз чаще, чем из-за других автомобилистов. Но нужно учитывать, что таксисты и ездят намного больше, чем простые водители.

Болезненное высказывание. Видимо, имеется в виду, что машины, которые работают в такси, бывают в аварии чаще обычных машин. Или у «Ренессанс Страхования» есть данные в разрезе по водителям? И что, у каждого водителя стоит галочка в личном деле, что он таксист? Можно увидеть исходные данные, на основании которых сделано это утверждение?

  • По статистике ГИБДД в первые шесть месяцев 2018 года из 85841 аварии 1108 произошла с участием такси. Если брать абсолютные показатели, это почти на 20% больше, чем за тот же период в 2017-м. Но, возможно, отчасти дело в том, что самих такси становится больше: если измерить число ДТП с такси к количеству выданных разрешений, выяснится, что с 2015 по 2017 года этот показатель немного сократился.

Пропущена запятая?

Подождите, только что автор пытался нас убедить, что машины такси попадают в аварии чаще? Или все-таки на такси приходится всего 1,5% всех аварий? Как связаны между собой два предыдущих абзаца?

  • Много ДТП происходит по вине таксистов — например, за 11 месяцев 2017 года это произошло в 400 из почти 600 случаев. Правда, статистика ГИБДД учитывает только легальные такси. По данным аналитического центра при правительстве России, доля нелегальных в начале 2018 года составляла около 15% от общего числа таксистов.

Здесь какая-то путаница с русским языком. Сначала мы говорим в предыдущей фразе о «легальных такси». Потом говорим слово «нелегальных» и нам кажется, что оно относится к слову «такси», но нет, в этой фразе уже речь идет о «такстистах».

  • Кто-то проверяет водителей перед наймом?В обычных компаниях (не агрегаторах) это делают сотрудники специального отдела. Они проверяют водительский стаж будущего таксиста, наличие российских водительских прав.
  • У агрегаторов такси своего «отдела кадров» нет. Поэтому, как правило, за отбор водителей отвечают партнеры онлайн-сервиса — таксопарки, диспетчерские, «подключашки». Они проверяют у будущих таксистов документы, проводят «инструктаж и обучение». Все это длится около 40 минут. После этого водителя активируют в системе агрегатора, и он может выходить на работу. Проблема в том, что проконтролировать всех водителей очень сложно. «Таксист может взять у нас машину в аренду и передать ее другому [человеку, который проверку не прошел], чтобы работать вдвоем, — объяснил в разговоре с „Медузой“ генеральный директор сервиса „Эверест 8800“ Сергей Муравьев. — Мы понимаем это, если водитель слишком много часов провел на линии и заработал много денег. В этом случае мы звоним, проверяем и изымаем машину».

Можно ли узнать называние специального отдела? Источник, из которого автор почерпнул эту информацию? Если прочитать пассаж внимательно, работа у сотрудников этого не такая уж сложная: водитель приходит и показывает свои права. Это все? Чем это отличается от работы сотрудников в следующем абзаце?

  • Если водитель работает как индивидуальный предприниматель, он может сам зарегистрироваться на официальном сайте агрегатора. Профессиональные навыки будущего таксиста, его состояние здоровья, знание города или русского языка проверять не будут. Будущему таксисту останется лишь загрузить свое фото, указать паспортные данные, документы на автомобиль и действующую страховку. Кроме того, ему необходимо иметь разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров. По словам Петра Шкуматова, «формально к водителю предъявляют требования по стажу и возрасту, но фактически никто этого не проверяет. Сейчас водителем такси может стать абсолютно любой человек».

Мама дорогая! Куда загрузить фото? О какой из систем такси идет речь конкретно? Действующую страховку куда загрузить? Можно источник этой непроверенной информации?

Кому необходимо иметь разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров? Автор знает, как оно выглядит? Создается такое впечатление, что водитель куда-то должен сходить и получить разрешение на перевозку пассажиров? Куда сходить? Где такие дают? Возможно, речь идет о лицензии на машину? В каких городах лицензия на машину требуется, а в каких нет?

Дорогой мой Петр Шкуматов! Кто и что не проверяет? Можно конкретнее с указанием явок, паролей и имен? Какие конкретные сервисы такси?

  • Часто при жалобе агрегаторы отвечают, что вся ответственность лежит на той компании, которой принадлежит такси. Так на кого жаловаться? 26 июня 2018 года пленум Верховного суда (ВС) России принял постановление, в котором подтвердил ответственность агрегаторов перед пассажирами — при определенных условиях. Например, если договор с клиентом заключен от имени агрегатора. Или если у пассажира могло сложиться мнение, что он договаривается именно с агрегатором — скажем, если название компании упоминалось в рекламе, а ее логотип стоит на машине.

Забыли сказать, что пассажир в поездке «Яндекс.Такси» застрахован на 1 млн руб.?

  • Курить в салоне такси запрещено. Агрегаторы даже составляют что-то вроде методичек или списка советов, где прописано, как водителям следует реагировать на закурившего пассажира. Например, водители «Яндекс.Такси» должны вежливо сообщить, что «такси — это общественный транспорт и следующим пассажиром может быть ребенок». Если аргумент не сработает, таксист имеет право высадить курильщика. Запрет на курение прописан и в Uber. «Мы не разрешаем в наших машинах курить как водителям, так и пассажирам, — говорит Сергей Муравьев. — Но иногда у нас прожженные сидения. Поэтому контролировать это нельзя никак».

«Убер» не работает в России после того, как его бизнес в России купил «Яндекс.Такси». Услуги для приложения «Убер» в России оказывает «Яндекс.Такси».

  • Допустим, меня стошнило в такси. Или я зонтом продрал обивку. Что дальше? По закону, вред, причиненный чужому имуществу, надо возместить. Скорее всего, водитель предложит разобраться на месте и заплатить ему за химчистку (в среднем, это около трех тысяч рублей). Можно отдать эти деньги или отказаться, предложив водителю обратиться в суд. Правда, вряд ли он будет это делать. Судебное разбирательство потребует слишком много сил и времени. Поэтому таксисту, который отработал 15 часов, проще самому заплатить за чистку салона. К тому же, он даже не знает, кто испортил ему салон, ведь ваших персональных данных у него нет. А агрегатор не обязан ему их предоставлять.

Если вы внимательно прочитаете этот абзац, то поймете, что «Медуза» как бы призывает пассажиров не платить за ущерб машине, якобы по той причине, что водитель побоится обращаться в суд или полицию. На самом деле, это не совсем так, потому что расход по испорченному салону водитель может передать в сервис такси, и уже этот сервис будет удерживать расходы с пассажира (благо банковская карта привязана). Вряд ли же пассажир захочет судиться с «Яндекс.Такси»?

  • Водитель настойчиво рекомендует поставить ему пять звездочек. Я со злости хочу поставить одну. Он сможет меня вычислить? Нет. Все оценки анонимны, к тому же, водитель их вообще не видит. Таксисту доступен только его общий рейтинг, который складывается из средней оценки за 60 дней. От одной поставленной «единицы» он изменится очень незначительно. А вот постоянные плохие оценки могут привести к проблемам — при рейтинге ниже «4» водителю в тарифе «эконом» перестанут приходить заказы на вызовы. Но эта блокировка временная, ведь старые оценки постепенно уходят в архив и перестают учитываться.

Это автор о какой системе говорит? Или во всех системах система рейтингов одинаковая? Можно ссылочку на источник этой информации?

  • Я не понравился таксисту, он поставил мне «единицу» и теперь уже у меня низкий рейтинг. Чем мне это грозит? Водители теперь будут игнорировать мои заказы?Не будут. Получая заказ, таксист видит только адрес, где его ждет пассажир. Он не знает его имени, рейтинга, адреса, по которому надо вести и даже стоимости заказа. Вся эта информация появляется, когда таксист уже забирает пассажира. На этой стадии вряд ли кто-то из водителей отменит заказ, ведь многие компании-подключашки штрафуют их за это на 100-500 рублей.

Э-э-э-э-э-э-э-э, почему автор так решил?!

Слово «вести» точно так пишется?

Поподробнее, пожалуйста, о том, как компании-подключашки штрафуют их за это на 100—500 руб. Имена, пароли, источники информации?

Если вы не хотите, чтобы ваши статьи про такси пестрили ошибками, обращайтесь. +7-926-011-83-39 телефон, Ватсап, Вайбер, Телеграм и иже с ними.

Читайте также:

Есть вопрос или что-то не понятно? Задайте свой вопрос в комментариях, отвечу за 60 сек.!

Screen Shot 2018-09-12 at 11.53.17

One comment

  1. «Например, в Москве на Экономе водитель зарабатывает 500 руб. в час, и этот показатель не меняется последние 4 года.»
    Собственно уже после этой фразы можно было сказать что всё остальное такая-же туфта.

Добавить комментарий