Повышающие коэффициенты Uber и Яндекс.Такси

Posted by

Повышающие или пиковые коэффициенты впервые появились в Uber. После этого Яндекс.Такси скопировал этот функционал в Uber, как и многое другое. Читайте в этой статье, как все начиналось.

Передача Planet Money на NPR в 2014 году. Ведущие Лиза Чоу и Зои Чейс, историю о рождении дочери рассказывает Джейкоб. Размер повышающих коэффициентов отличается от России, потому что дело происходит в Нью-Йорке несколько лет назад.

Читайте также:

Бонусы и повышающие коэффициенты для водителей Uber

Лиза Итак, Джейкоб, расскажи о дне, когда родилась твоя вторая дочь.

Джейкоб Это был вечер пятницы, лето. Мне позвонила жена, которая работала до последнего дня, когда уже начались схватки. Она зашла за мной в офис, так как мы рядом работаем в центре Манхеттена. Я спустился к ней. И вот она пришла, нам надо отправляться в роддом, все-таки второй ребенок, давай-давай быстрее. Мы идем на угол здания на 5-ой Авеню, и, понятно, очень тяжело найти свободное такси в это время, все машины уже едут с пассажирами. Уже поздно, стоит ужасная жара. Наконец, подъезжает парень на черной машине. Хорошие новости: нам буквально десять кварталов до больницы, мы рядом, и машина у нас есть, отлично, мы скоро окажемся на месте. Мы садимся в машину, и водитель говорит, что поездка обойдется нам в 25 долларов. И мне стыдно признаться, но я жутко разозлился, когда услышал это. Посреди всех этих событий и эмоций, связанных с рождением ребенка, он вдруг называет такую невероятную сумму. Это возмутительная стоимость. Эта поездка в лучшем случае стоит 6 долларов.

Лиза Слушай, я вообще удивлена, что он назвал такую сумму!

Джейкоб Но я не просто услышал эту сумму, я еще попытался оспорить ее. Я ему сказал, ну послушай, это смешно, давай договоримся на 15 долларов. В этот момент он останавливается на обочине. На что я сразу говорю, окей, окей, ты выиграл. Я заплачу, просто отвези нас в больницу побыстрее.

Лиза В общем, этот человек взял с тебя 25 долларов, фактически вчетверо дороже, чем обычный тариф, потому что было жарко, потому что было уже поздно, или потому что он увидел, что твоя жена в положении?

Джейкоб Не знаю. Интересный вопрос, потому что испытываешь удивительные ощущения, когда с тебя берут 25 долларов плюс чаевые просто за то, что тяжело найти такси в это время. Так если подумать, это ведь просто спрос и предложение. Он берет с меня 25 долларов, потому что он видит беременную женщину, которая находится в состоянии стресса, он понимает, что нам надо ехать в больницу, это просто ужасное поведение с чисто человеческой точки зрения. Мне казалось, что он должен был бы проявить человечность, все-таки речь идет о рождении нового человека, а мы все люди, и должны помогать друг другу. Но если рассуждать рационально, никакой разницы нет. Если рассуждать рационально, он должен был взять с меня еще больше денег. Что говорить, я бы ему и сотню заплатил, чтобы добраться до больницы. Просто довези нас поскорее, поехали, поехали…

Работа водителем Uber и Яндекс.Такси

Зои Я слышала эту историю о рождении Оливии уже много раз. И сегодня в передаче мы поговорим о компании, чья бизнес-модель целиком построена на сценарии, который описал Джейкоб.

Лиза Мы поговорим о компании, которая берет с людей в срочных ситуациях больше денег за поездку — иногда вчетверо больше или в девять раз по сравнению с обычной стоимостью. И как они это объясняют? Мол, так лучше для всех. Сегодня мы говорим об Uber. Это приложение для мобильного телефона, которое позволяет заказать машину. Когда я открываю приложение, я вижу карту, точка на карте показывает, где я нахожусь.

Зои А вокруг этой точки какие-то машины, которые куда-то едут. Что это за машины? Это свободные машины, которые мы можем заказать?

Лиза Да, я просто нажимаю на точку, чтобы подтвердить место заказа.

Зои И сколько же это стоит? В какую сумму обойдется поездка отсюда в Бруклин?

Лиза Примерно столько же, сколько и в других службах заказа машины. Что-то вроде 30 долларов. Но иногда у них есть такая штука: повышающий коэффициент. И цена может подскочить в два, в три раза — до девяти раз.

Зои Ну даже трехкратный тариф отсюда до Бруклина составит почти 100 долларов. Это уже смешно. Зачем это вообще нужно, если ты живешь в Нью-Йорке?

Лиза Вообще-то, машину не всегда просто найти. И ты это прекрасно знаешь. Например, когда час пик или идет снег, и отвратительная погода. В этих случаях большой спрос, и когда спрос растет, Uber берет больше денег. Помнишь, две недели назад выпало много снега. Я в этот день воспользовалась Uber, чтобы заказать машину, и да, шел снег, был час пик, действовал коэффициент на поездки, и мой водитель даже немного беспокоился за меня, потому что действовал тройной тариф. Моя поездка обошлась мне в итоге в 192 доллара.

Зои Просто безумные деньги. По твоему чеку получается, что ты проехала 5,5 миль при средней скорости 5 миль в час, и это обошлось тебе почти в 200 долларов.

Лиза Да, кажется возмутительным. Но мы сейчас изложим аргументы, которые многие экономисты приведут по поводу того, что так лучше для всех.

Зои Эти доводы состоят из двух частей. Во-первых, высокая цена, например, тройной тариф, послужит приманкой для всех водителей Uber. Этот сигнал говорит им, что можно хорошо заработать, если сейчас выйти на работу.

Работа водителем Uber и Яндекс.Такси

Лиза А если ты уже за рулем и собираешься завершить смену, кажется, лучше поработать еще. Мой водитель в день, когда действовал повышающий коэффициент, работал на протяжении 17 часов и даже решил не делать перерыв на обед. И на этом можно хорошо заработать. Uber знает расположение машин и пассажиров с точностью до улицы, поэтому может точно рассчитать области повышенного спроса на поездки. Поэтому иногда цены растут в одной части города, но остаются неизменными в другой.

Зои В теории когда водители видят приманку, они устремляются в зону повышающего коэффициента, а значит, предложение уравновешивает спрос, и цены должны снова прийти в норму.

Лиза Мой водитель рассказал мне, что постоянно сталкивается с этой ситуацией. На самом деле, изменения происходят так быстро, что это становится занозой в заднице. Гоняться за ростом цены почти невозможно.

Зои Но это как раз потрясающая особенность роста цены — он завершается до того, как водитель успевает в эту зону добраться. Нам говорят, что повышающие коэффициенты справляются со своей задачей. Множество водителей направляется в эту точку, что значит, что предложение уравновесит спрос, а значит, цена должна упасть до нормального уровня.

Лиза Но это только одна сторона объяснения. Другая часть состоит в том, что когда машина очень нужна, образуются очереди людей. Иногда, чтобы дождаться свой очереди, надо потратить полчаса.

Зои И все эти люди на самом деле тоже платят за ожидание — своим свободным временем. А Uber дает людям свободу выбора. Таким образом, вместо того, чтобы платить своим временем, можно запалить деньгами.

Лиза Поэтому Uber утверждает, что все пассажиры, которые ждут в очереди, могут выиграть от повышающих коэффициентов. Есть люди которые готовы запалить деньги вместо того, чтобы ждать. Но и другая часть людей тоже выиграет от этого. И, конечно, водители Uber выиграют. Один водитель рассказал мне такую историю, которая произошла 17 декабря в особенную непогоду, когда одновременно шел и снег, и дождь, и еще был праздник. Машину было поймать особенно сложно, цены в Uber выросли до 7—9 раз. Водителям было даже несколько стыдно работать по таким тарифам. Простая поездка могла обойтись в 150 долларов, и многие пассажиры считали, что их время стоит этих денег. А выиграл от этого обычный водитель, потому что без такого сервиса, как Uber, эти бы деньги никому не достались.

Зои И эта идея, что есть деньги, которые могли бы никому не достаться, она просто сводит экономистов с ума.

Экономист Тим Харфорд Если я жду машину на улице в течение часа, никто от этого не выигрывает, а мне от этого хуже. А ведь я бы мог больше заплатить водителю и поехать сразу. Да, это было бы дороже, но кто-тот от этого также выиграет.

Зои Кажется очевидным, что ценообразование Uber выгодно для водителей, выгодно людям, которые готовы заплатить, чтобы не ждать, но, давайте скажем честно, это все-таки не пролетариат, таких не большинство. И такая система выглядит немного несправедливо.

Лиза Однако те же экономисты говорят, что даже если денег нет, и вы готовы ждать машину, вы тоже выиграете от этой системы. Богатые люди, которые готовы заплатить, уедут сразу и не будут занимать место в очереди. В итоге вы будете меньше ждать свою машину.

Работа водителем Uber и Яндекс.Такси

Зои Мы тут рассуждаем о повышающих коэффициентах, но это не такая уж инновационная вещь. Это простой принцип ценообразования. Многие вещи в мире устроены именно так. Можно называть это динамическим ценообразованием. Точно так меняются цены на акции. Цены на сырьевые ресурсы устроены именно так.

Лиза Отсюда и возникает вопрос. Если это так естественно и нормально, почему практика Uber считается многими странной и необычной?

Зои Экономисты объясняют нежелание компаний использовать динамическое ценообразование тем, что покупатели его ненавидят. Людям не нравится, что их как будто наказывают высокой ценой, когда им товар особенно нужен. А многие компании хотят сохранить долгосрочные отношения со своими покупателями.

Экономист Ричард Тейлер Например, после природных катастроф, многие хозяйственные и строительные магазины удерживают цены, но товар у них быстро заканчивается. Но некоторые предприниматели загрузят фургоны товаром и будут продавать его в зоне природной катастрофы по той цене, за которую люди готовы купить товар. И те, и другие максимизируют свою прибыль, но при этом предпринимателю наплевать, как лично к нему относится покупатель, а местный строительный магазин считает это важным фактором своей стратегии. Поэтому это всего лишь демонстрирует различие долгосрочного и краткосрочного подходов.

Лиза Но вообще люди настолько не любят повышение цен, что некоторые штаты приняли законы, запрещающие такое изменение, особенно в случае природных катастроф. Но как же Uber — компания, которая тоже, вроде бы, старается выстраивать долгосрочные отношения с клиентами — умудряется обходить эту проблему? Ведь люди так не любят игры с ценой.

Ричард Мы не знаем, сойдет ли им это с рук. На самом деле вопрос, какой повышающий коэффициент готов вытерпеть рынок. И мое предположение, что этот показатель должен находиться в пределах 3.

Зои И этот показатель — 3 — имеет под собой основание. Исследования показывают, что люди готовы смириться иногда с динамическим ценообразованием за услуги. Например, повышение цены на гостиницы во время крупных спортивных турниров люди воспринимают абсолютно нормально. Но, кажется, есть предел терпению покупателя услуги. В гостиничной отрасли, где цены, бывает, подстраиваются, под спрос, редко можно встретить случаи повышения цены больше, чем в три раза.

Лиза Но есть некто, кто знает точно, каков предел терпения покупателя. И это Uber. Поэтому я поговорила с представителем компании Эндрю Макдональдом. Я спросила у него про этот психологический порог — коэффициент 3. Uber-то знает, как ведут себя люди, которые видят повышение цен, и они знают, какая доля пассажиров закроет приложение при повышении цен в 3, 4, 5 раз.

Эндрю У нас есть определенные данные, и наш алгоритм адаптации цены подстраивается под наши данные. Повышающий коэффициент растет до того уровня, пока есть неравновесие предложения и спроса, и до того момента, пока не будет достигнуто их равновесие.

Лиза Но вообще-то теоретически есть предел?

Эндрю В теории его не существует.

Лиза Ну что, разве люди готовы заплатить 12, 13-кратный тариф?

Эндрю Главное, что мы даем им выбор. Думаю, повышающий коэффициент дает людям возможность выбора. Поэтому теоретически зачем мне ограничивать повышающий коэффициент, если ты уже заплатил 8-кратный тариф, и готов заплатить 10-кратный? Другой вопрос, поедешь ли именно ты за 10-кратный тариф. Но главное, что мы даем покупателю этот выбор.

Зои Но разве такой выбор не бесит некоторых покупателей?

Лиза Многие экономисты с вами согласятся. Другое дело, что не многие покупатели так относятся к повышающим коэффициентам.

Работа водителем Uber и Яндекс.Такси

Эндрю Ну не совсем так. Людям нравится надежность. Они хотят просыпаться утром, и если нужна машина, они должны иметь возможность ее заказать. Потому что они оказываются в зависимости от этой машины, от этого зависят, как они утром доберутся по своим делам. И мы хотим предоставить им выбор — нужна машина, пожалуйста. В мире, в котором нет повышающих коэффициентов, и вдруг случается снежная буря, у водителей нет стимула выходить на работу, вы можете проснуться, открыть приложение и не сможете заказать машину. Таким образом, вы подводите своего пассажира каждый день. И как раз это создает негативный опыт в глазах покупателя.

Лиза Конечно есть экстремальные случаи динамического ценообразования. Например, если бы цена определялась индивидуально для каждого человека исходя из срочности его ситуации.

Зои Например, история Джейкоба в день, когда родился его вторая дочка.

Лиза Как вам такая ситуация: жаркий день, центр города, молодой человек со своей женой на девятом месяце беременности, и им надо срочно попасть в больницу. Подъезжает машина, и водитель берет с них четырехкратный тариф. Как бы вы отнеслись к такой ситуации? Это попытка нажиться на ситуации, или просто повышающий коэффициент в действии?

Эндрю Вы имеете в виду, если водитель останавливается, видит, что женщина беременна, и на основани этого решает дать повышенный тариф? Не буду рассуждать, честно это или нет. Очевидно, что это нечестно. Мы со своей стороны пытаемся создать эффективный рынок, а не создавать ситуации индивидуальной дискриминации.

Зои Так значит, даже в ультрарациональном мире Uber, где цены растут в зависимости от ситуации, младенцы все-таки объединяют людей.

Лиза Если конечно не идет снег или на улицах нет пробок.

Работа водителем Uber и Яндекс.Такси

Есть вопрос о работе в Uber и Яндекс.Такси или что-то не понятно? Задайте свой вопрос в комментариях. Отвечу за 60 сек.!

Эта страница о повышающих коэффициентах Uber и Яндекс.Такси. Читайте также:

4 comments

  1. Добрый день, Михаил.
    Меня зовут Александр, являюсь руководителем Таксомоторного парка ( порядка 170 автомобилей в собственности) в г. Смоленске на рынке с 2012 года, если возможность рассмотреть нас в качестве официального представителя и партнера UBER в нашем городе.
    Будем благодарны за ответ.

  2. сегодня зарегистрировался, сделал первую поездку, но в приложении не высвечиваются никакие коэффициенты?

Добавить комментарий